|
||||||||||||||
полезно знать | ||||||||||||||
записаться | ||||||||||||||
пройти онлайн | ||||||||||||||
консультацию | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Магритт |
|
||||||||||||
В юности я питал чрезвычайный интерес к теории и истории искусства.
Имена Андре Бретона, Френсиса Пикабиа, Марселя Дюшана были знакомы,
пожалуй, с детства. То ли из советских журналов
«Юный
художник»,
то ли
из каких-то критических заметок в адрес западного искусства. Похоже на
хвастовство. Да?
Но в самых смелых своих фантазиях я не смел представить, что окажусь в музее Пикассо или вот теперь в музее Рене Магритта. Тут уж волей, неволей начнешь верить в то, что реальность может быть сильнее грез. Да! Все начинается с фото. Они не столь эпатажны, как образы Сальвадора Дали. Лицо с застывшим выражением ошарашенности. Кажется, что даже после того, как сработает затвор фотокамеры, это заурядное лицо обратит к своему окружению ту же самую мину. Не так много эмоций. Либо закрытые, как у спящего глаза, либо... Правда, потом в лавке сувениров мне попались брошюры с разными краткими вариантами биографии Рене Магритта. На обложке одной из них художник еще совсем молод, он прижимается к своей невесте Жоржетте, тоже еще юной, всклокоченной, по-моему, сероглазой. Они чисты, они бедны, они прекрасны. Сам музей Магритта чем-то напомнил мне музей Пикассо. Однако таких больших зданий картины Пикассо не занимают. Да еще и на королевской площади. Сейчас стены многих музеев выкрашены в черный цвет. Помещения таких галерей кажутся возведенными из черного мрамора. Думаю для того, чтобы оттенять сами произведения мастеров. Заставить играть и звучать краски призведений. И они действительно, светятся. На такие таинства, как визит в музей Магритта всегда не xватает времени. Да его там и не ощущаешь. Пропадают минуты и часы в пустотах и прорезях полотен мастера. О! Еще знакомиться с произведениями Магритта пригнали ватагу мальчишек. Промеж них две девчушки. По виду учащиеся колледжа. Да бог с ним, с колледжем. Ребята из техникума. Некоторые из них, особо тронутые творчеством Рене Магритта, что-то горячо обсуждали, доказывали друг другу какие-то собственные открытия. Один из парней не только размахивал руками, но даже гримасничал, подкрепляя свое выступление. Выходит, я погорячился с «пригнали». В аннотации к экспозиции на одном из сайтов упомянули о бедственном положении художника по возвращении из Парижа, дескать, пришлось рисовать плакаты. Так и плакаты хороши! Афиши зазывают на вечер танго. Девушки текучими руками с накрашенными алым ногтями манят на танцплощадку. Шляпки и платья покроя 1926г. Легкомыслие афиш и таинственные измерения последующих творений. И то и другое трудно назвать плодами изобразительного искусства. Кажется чем-то подсмотренным, запечатленным и случайно оставленным нам. Ведь афиши уже никого не зовут танцевать фокстрот. Минуло 90 лет. Отстучали каблучки красавиц умолкли фортепьяно и духовые. Остались смеющиеся лица девушек, их руки и платья. Это ли не сюрреализм? Почему-то думаю, что начавшаяся выставка Магритта в РФ не включает афиш. И картины и этюды, даже наброски и эскизы Магритта продуманны, интеллектуальны. Загляните в музей Сальвадора Дали в Барселоне. Это стихийная дурашливость, чуть позже эпатаж, пиар, наверное, даже. У Магритта в его сюрреализме больше символизма, угадываемого смысла. Листья, распускающиеся в сов или голубей, заснеженные горные вершины с взирающей оттуда на весь мир орлиной головой. Как хорошо, что эротические, фаллические символы в его творчестве где-то на дальнем плане, что они не доминируют, что они не стали излишними и спекулятивными. Поиск Магритта не столь бурный, но какой-то эволюционный, подчиненный его развитию, его индивидуальному темпу. У меня нет сведений об увлечении Магритта мистикой. Но даже эти шляпы котелки, трости в приложении к огромным в масштабе картины объектам кажутся говорящими о чем-то важном. То ли это растерянность маленького человека перед вечным, то ли его равнодушие. Но эти мужчины, появляющиеся парами на полотнах Магритта поразительно спокойны, монументальны. Очень часто лица замаскированы или вообще повернуты от нас. Ноги вместе, руки по швам. То же смирение, что и на фото самого Магритта с прикрытыми глазами? Шляпа, зонт-трость - атрибуты человека из футляра. Нечто большее происходит вне котелка. Вне схемы... Магритту, похоже, не требовалось одобрения Бретона, не так уж опасно ему было бы и исключение из рядов сюрреалистов (а кого оно вообще напугало?). К тому времени членство в сообществах уже вышло из моды. Оно стало похожим на членство в детских тайных братствах. Мир стремительно развивался. Тайные общества хороши там, где мечты не скоро сбудутся. На дворе двадцатый век. Уже не мечта, но реальность государство рабочих и крестьян в России, избирательное право женщин в Европе. На каком-то полотне мне стало очевидным созвучие полотен Магритта с работами Макса Эрнста. "Европа после дождя". Громады окаменевших и слипшихся фигур. Антропоморфных и вегетоморфных. Не сразу, но понял - Эрнст написал "Европу только в сороковые. Я понял! Ранние фото Рене Магритта напомнили мне фото Эгона Шиле. Поздние изображения этого невысокого плотного человека с фамилией Магритт в окружении деятелей культуры, государственных лиц неизбежно буржуазны. Может и Шиле, не умри он в 28 лет, тоже отъелся бы, брал дорогостоящие заказы…
|
||||||||||||||
т. 8 960 932 27 40 | ||||||||||||||