|
||||||||||||||
полезно знать | ||||||||||||||
записаться | ||||||||||||||
пройти онлайн | ||||||||||||||
консультацию | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Психические эпидемии |
|
||||||||||||
Сегодня мы публикуем статью, представляющую взгляд психиатра практика и исследователя на на проблему психических эпидемий
ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
ЭПИДЕМИИ Возникновение психических эпидемий в России констатируется вот уже несколько веков. Они фиксировались уже в биб- лейских сказаниях и продолжали освещаться литературой вплоть до текущего столетия. На виды психических контагий оказывали влияние такие факторы, как развитие социально- экономических отношений в государстве и обществе на конкретных этапах, напряженность политических взаимоотношений в отдельных регионах, состояние средств информации и, конечно национальные традиции. Психические эпидемии в России можно разделить на социальные, парарелигиозные, этнические и связанные с явлениями технического прогресса. Все они преимущественно имеют тождественные причины, что обусловливает в определенной мере их взаимосвязанность. Наиболее древним и обширным типом таких контагий являются эпидемии религиозного характера, в основе которых лежит вера, играющая особую роль фактора, способствующего внушению. К ним относятся эпидемии колдовства и одержимости, веками, вплоть до последних десятилетий, длившиеся на всей территории России. Паломничество богомольцев к святым местам из различных регионов страны для излечения болезни, способствовало массовому распространению бесоодержимости, «одержимости гадами» и такого явления «русской народной жизни», как кликушество, а также его разновидности, известной под названием «икотницы» больше распространенной на севере и в центре страны. Последнее оценивалось врачами, как проявление истерии. Психические эпидемии религиозного направления приобрели особое распространение во времена «раскола» в православном вероисповедании и сопровождались в XVII веке самосожжением, морением голодом, самоутоплением, самозакапыванием и другими явлениями самоуничтожения в виде самоповреждений (скопчество) и самоистязания (хлыстовство). К одному из подобных групповых явлений относились так называемые психотические эпидемии религиозного характера». Они чаще происходили в монастырях и закрытых учебных заведениях. Отчетливым проявлением такого явления следует считать «малеванщину» (по фамилии ее адепта — Кондратия Малеванного — душевнобольного, лечившегося в Казанской окружной больнице), проходившую в виде «повального чудачества» п0д Киевом в 1892 г. Под воздействием параноической идеи К. Малеванного о «безграничном счастье для людей перед концом света» жители одной из деревень в благодушном на сТроении, с неадекватной радостью, сентиментальностью, изящней учтивостью, страстью к щегольству, бросив свои обычные занятия, продавали дома и скот, пребывая в праздности перед «светопредставлением». Аналогичной эпидемией является так называемое «Балтское движение», происшедшее в 1911г. в бессарабском монастыре. При этом массы верующих под воздействием внушенной иеромонахом Иннокентием идеи о быстрейшем излечении от болезней перед предстоящим концом света, оставили свои жилища, переоделись в чистое белье и «без шапок, по дороге не разговаривая», на 200 подводах тронулись в путь, отдавая пожертвования в установленных местах. Особенное впечатление на паломников производила ситуация, когда один из них впадал в периодические припадки и «все к нему для своего излечения прикасались». В. М. Бехтерев рассматривал происходившую в России психическую эпидемию иеговизма, татарскую психопатическую эпидемию в Казанской губернии, Новогрудскую эпидемию и «Павловское побоище», закончившееся погромом церкви и поруганием ее святынь. Сюда относились различные массовые реакции, с элементами «психической заразы» или эпидемического психоза, иногда наблюдающиеся одновременно у большой группы людей, объединенных в различные общины множественных направлений, проявляющиеся преимущественно истерическим поведением с детальным исполнением внушенной, адептом каждой из групп идеи, различной по своим последствиям. Эпидемией, относящейся к религиозному типу, представляется происходившее в наши дни в России и в Украине массовое деление «Белого братства», заключавшееся в формировании, в основном у молодых людей, идеи поклонения и веры в «тайны бога единого» в лице Марии Деви Христос, пропагандировавшей скорый конец света 14 ноября 1993 г. и страшный суд неверующим, «отречение от мира и родителей» с обязательным взносом ценностей в «братство» и продажи имущества. В эту секту были вовлечены сотни подростков. Завербовав очередного адепта, «секта немедленно направляла его в другое место жительства, тем самым создавая впечатление «массовости движения братьев и сестер». Только силами Министерства внутренних дел Украины было предотвращено намечавшееся 14 ноября 1993 г. массовое самосожжение членов «Белого братства».
И. И. Щиголев Брянская областная психиатрическая больница № 4. 1995г.
|
||||||||||||||
т. 8 960 932 27 40 | ||||||||||||||