|
||||||||||||||
полезно знать | ||||||||||||||
записаться | ||||||||||||||
пройти онлайн | ||||||||||||||
консультацию | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Внутренний мир ребенка |
|
||||||||||||
Психиатр Роберт Коулс посвятил свою жизнь изучению удивительного психологического мира детей, живущих в бедности. На первый взгляд, это обычный класс, где дети четырех-пяти лет деловито наклеивают на бутылки цветные бумажки. Потом в этой сцене что-то начинает казаться не совсем обычным. В самой гуще детей стоит на коленях немолодой мужчина с перемазанными белой пастой руками. На нем брюки цвета хаки и синяя рубашка; работая, он разговаривает с двумя малышами. Кто это — чей- то дедушка или волонтер-общественник? Нет, это Роберт Коулс, профессор Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс. О детях и их далеко не простом и разнообразном внутреннем мире он рассказал нам больше, чем кто-либо из ученых его поколения. Методы работы с детьми в этом классе — результат многолетней исследовательской деятельности Коулса. Ему 61 год, и большую часть I своей жизни он посвятил самому тесному общению с детьми, чтобы понять, что происходит в их сознании. Он изучал детей в самых разных условиях и обстоятельствах, в самом разном окружении, будь то бедные городские кварталы, стоянки кочующих сельскохозяйственных рабочих, далекие деревни на Аляске или индейские резервации. Три десятка лет он разъезжал по Америке и всему миру, беседуя с детьми, и все то, что узнал, запечатлел в книгах, проникнутых глубоким сочувствием к детям. Недавняя публикация восьмой и последней книги Коулса о детях — «Духовная жизнь детей» — завершает крупный цикл его исследований, и теперь он переходит к другим, рассчитанным на меньший срок. Закончена новаторская работа по изучению жизни «детей в кризисных условиях» — подавленных и угнетенных, чье существование практически выпало из поля зрения других исследователей. Коулс дал разностороннюю картину детства, развеяв мифы и стереотипы, державшиеся на протяжении поколений. Среди психоаналитиков были только двое, изучавшие детей: Анна Фрейд, дочь великого психиатра, которую Коулс лично знал и которой восхищался, и Эрик Эриксон, помогший Коулсу наметить основные направления его исследований. В пантеоне Коулса преобладают писатели-моралисты. В своей работе он пользуется методами психоанализа, но он избегает «заоблачного теоретизирования» в психиатрии. Для него важны не неврозы и не подавленные сексуальные импульсы, а неповторимое «я» каждого человека: — С тем, что я узнал у Перси, О’Коннор, Уильямса, я встретился в своей работе: со сложностями, двусмысленностями, парадоксами, — говорит Коулс. — Моя работа вернула меня к осознанию человеческой исключительности, к моим студенческим годам, когда я зачитывался Конрадом и Толстым, к тем временам, когда мои преподаватели говорили мне: «Избегайте обобщений, когда речь идет о людях». Этот акцент на индивидуальные случаи вызвали возражения со стороны ряда критиков, которые утверждают, что психоанализ и психиатрия стали почти религиями, и публика хочет, чтоб служители этих религий отрабатывали стадии, циклы и фазы. Я всю жизнь боролся с этим. Коулс, получил в 1973 году Пулитцеровскую премию за две книги о детях.
Алвин Санофф. Переведено из журнала ньюс энд Уорлд рипорт», 3 декабря 1990 г.
|
||||||||||||||
т. 8 960 932 27 40 | ||||||||||||||