|
||||||||||||||||
|
Психические эпидемии |
|
||||||||||||||
Сегодня мы публикуем статью, представляющую взгляд психиатра практика и исследователя на на проблему психических эпидемий
ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
ЭПИДЕМИИ Столь обширной группой психических контагий, имеющих относительно небольшую распространенность и иногда ограниченную эндемичность, являются эпидемии, обусловленные значительной мере социальными явлениями. Так, Кашин в 1868г наблюдал в одной из рот Забайкальского казачьего войска явление, при котором во время строевого учения командах начальника, подчиненные в ответ повторяли произносимые им слова. Аналогичный вид речевого подражания также имел место в одной из деревень, выходцами которой были6 в этой роте казаки. В дальнейшем подобного вида психические контагии стали называть подражательной болезнью, известный психиатр, доктор медицины А. А. Токарский, описал' мерячение и болезнь судорожных подергиваний. Мерядит (это состояние еще именовалось болезнью Олгинджа) —значит подражать, делая странности. Подобное поведение, выявлено также и врачом-психиатром С. И. Мицкевичем во время его ссылки за полярный круг. По его мнению, оно возникает как реакция на массивный раздражитель в виде крика, шума, удара и является заразительным, проявляющимся подражательными действиями путем прыжков, криков, быстрых и нелепых движений, то есть по типу эхолалий и эхопраксий [8]. Географическим регионом для такого вида психических контагий, имевших место в первую половину XX столетия, считались север России и, в частности, Якутия и Сибирь. Сюда же входил разнообразный конгломерат аналогичных психических контагий истерического круга, о которых писали В. М. Бехтерев (1901), И. И. Лукомский (1956) и В. И. Яковенко (1885), проявляющихся икотой, судорожными подергиваниями, иллюзиями и галлюцинациями, водобоязнью и другими сходными психосоматическими проявлениями. Как правило, в основе подобных страданий у большинства внушаемых, лежали такие явления социального порядка, как «низкий образовательный ценз, личностная забитость», оторванность от цивилизации, усталость и алкоголизм. Массовые психические контагии истерического плана происходили в России преимущественно в период тяжких испытаний в целом для отечества и в этой связи с мощной психологической нагрузкой на различные слои населения. О подобных явлениях, происходивших во время всевозможных революций и войн, писали А. Н. Бернштейн (1907), Ф. Е. Рыбаков (1905) и А. И. Озерецковский (1891) из Москвы, Е. И. Дубников (1927) из Харькова, В. П. Осипов (1910) из Казани, П. Я. Розенбах (1915) из Петрограда, Г. Я. Трошин (1926) из Праги, И. М. Фейгин (1914) из Кирова. Во время войн, наряду с разнообразными истерическими стигмами, имели также место массовые пост- контузионные состояния, сопровождающиеся судорожными припадками истерического типа, что требовало от специалистов дифференциальной диагностики для определения характера лечебных и поихопрофилактических мероприятий; Небольшие группы людей, одержимые внушенной им идеей о революционном преобразовании социально-политических условий государства, нередко вовлекали в контагиозное движение, целые регионы, что, как правило, влекло за собой опреленые экономически-разрушительные действия и даже с человеческими жертвами. К подобной группе психических контагий следует отнести массовые реакции на так называемые ритуальные убийства. Тогда в 1911 г. в Киеве убийство А. Ющинского, определенные круги пытались представить, как ритуальные действия. Россию захлесгнула волна подражательных обвинений в адрес евреев якобы совершенных ими аналогичных преступлениях. Все они, однако, при объективном полицейском расследовании оказались чисто уголовным деянием и в корыстных целях. К своеобразным психическим эпидемиям, как удалось уставить, можно отнести почти одновременные массовые явления Цободной любви, наблюдавшиеся в начале XX столетия, участков этого движения в населении именовали «огарками». Оно носило характер современного «группового секса», осуществившегося тогда в предельно открытых формах. В литературе вместе с тем имеется описание так называемых спекулятивных шидемий, наблюдавшихся в России в самые трудные для государства периоды экономической разрухи. Когда большие массы людей, индуцируясь друг другом, включались в систему отношений «купли — перепродажи» для повышения, в определенной Степени, своего материального положения. Психология вышеописываемых контагий объяснялась воздействием страха на личность в ожидании еще предстоящих жизненных трудностей. В конце XIX столетия весьма широко распространилось движение спиритов — «спиритизм», заключавшееся в вызове ухов, через которых, якобы, можно было определить прошедшee, будущее и непознаваемое настоящее. Как известно, сеансами спиритизма основательно занимались довольно просвещение слои общества, о чем с сарказмом писал Л. Н. Толстой в своей пьесе «Плоды просвещения». В современном обществе психические контагии, относящиеся к упоминаемым видам, просажают иметь место в виде появления лекарей и целителей личного толка, спасающих «от порчи и сглазу» и иных полных явлений. Они свободно используют средства массовой информации, привлекая к себе немалое количество лиц с мещанским мировоззрением, подвергаемых психологическому воздействию со страниц некоторых газет и даже с телеэкранов. Наименее значимая по охвату населения группа психических контагий — это явления, вызванные отдельными результатами технического прогресса». В России еще в XVIII веке было немало последователей мессемеровского лечения, основанного на явлениях «магнети и воздействия больших токов».
И. И. Щиголев Брянская областная психиатрическая больница № 4. 1995г.
|
||||||||||||||||
т. 8 960 932 27 40 | ||||||||||||||||