Познавая
окружающий мир на протяжении всей своей жизни, мы обрабатываем
входящую в наш мозг информацию не просто привычным, а уже, порой
кажется, бессознательным, рефлекторным способом. Создается
впечатление, что информацияаже проходит проторенными тропками и
архивируется в одних и тех же "папочках".
Поверьте, вашего образования средне-специального или
университетского окажется достаточным, чтобы в очередной, тот самый
раз наступания на грабли вы смогли уличить себя в том или ином
способе манипуляции с действительностью: излишнего упущения,
излишнего обобщеия и излишнего искажения. Прочтите приведенную ниже
табличку и вы поймете, как часто мы оправдываем очевидность нашей
драмы именно этими способами. В них и таится корень зла.
|
Упущение |
|
|
|
|
|
Неспецифические существительные
|
"меня
не понимают", "стало еще хуже" |
|
Неспецифический глагол " |
"он
бросил меня", "я запуталась"
|
|
Сравнение |
"я плохо справляюсь со своей
работой", "я себя неправильно вела с ним"
|
|
Суждение
|
"он
негодяй", "я неудачник" |
|
Номинализация
|
"хорошее
образование", "любовь"
|
|
Обобщения |
|
|
|
|
|
Модальный оператор возможности
|
" я не
могу этого терпеть", "я могу бросить пить" |
|
Модальный оператор необходимости
|
"я
должна быть хорошей матерью", "должен же он понимать это"
|
|
Универсальный квантификатор
|
"вокруг одни козлы", "никому нельзя верить" |
|
Искажения |
|
|
|
|
|
Комплексная эквивалентность
|
"если
ты не даришь мне подарков, значит, ты не любишь меня", "ты
что-то улыбаешься, задумал нехорошее?"
|
|
Предпосылки
|
"когда
ты станешь старым, ты поймешь о чем я тебе говорила", "ты
такой же дурак, как и твой отец"
|
|
Причина и следствия
|
"ты
раздражаешь меня", "у меня плохое настроение из-за
отвратительной погоды"
|
|
Чтение мыслей
|
"он
считает меня глупой", "наверное обрадовались моему
несчастью". |
|
|
|
|