главная статьи услуги о себе записаться блог
 

       

бросаем курить
 
записаться
 
тренинги
 
пройти онлайн
 
консультацию
 
 
 
 
     

 

 

 Венера покровительница любви

       

Истории

 

Рецепты
 
Оплата
 
 
 
 
 
 
 
метки
психолог психотерапевт
психотерапия позитивная терапия
психологи Кемерово совет психолога
консультация психолога гипноз
алкоголизм амнезия
самоубийство и суицидальные мысли
психопаты ревность
онлайн консультация
Боязнь публичных выступлений и презентаций фобии навязчивости
Дисгармония  супружеских  и любовных отношений 
Стресс и хроническая усталость
Табакокурение 
Депрессия
Паника Конфликты в семье
 
 
 
 
 

                  

 

             Став идеалом женской красоты, Афродита (как и Венера) обрела соответствующий художественный образ. Как и многие античные боги, первоначально она изображалась символически. На древних кипрских монетах, например, Афродита представлена в виде конуса, которому сопутствует голубь, священная птица богини. Кипрские статуэтки VIII—VII веков до н. э. дают антропоморфное  изображение богини, далекое от пластического совершенства, но уже наделенное определенными атрибутами. Афродита одета в длинный хитон, в правой руке она держит яблоко или цветок, левую прижимает к груди — характерный для восточного искусства жест, символизирующий животворящую силу женского начала. Подобная иконография долго сохранялась в архаическом искусстве: образ импонировал греческим скульптурам своей целомудренной строгостью и загадочной суровостью. Если верить легендам, Афродита не была чисто эллинским божеством. Родиной ее считался остров Кипр, отсюда и постоянный эпитет Киприда — то есть рожденная на Кипре. Однако и сюда, по мнению Геродота, культ богини был перенесен из сирийского города Аскалона, основателем которого считались финикийцы. Вот почему Афродита близка финикийской Астарте, а также имеет черты других восточных божеств: ассиро-вавилонской Иштар, египетской Исиды, арабской Алилат. Все эти богини олицетворяли производительные силы природы. Особым почитанием Афродита пользовалась на небольшом островке Кифере в Средиземном море, где ей был построен один из древнейших храмов. Потому она часто называлась и Кифереей.

   На эллинской почве образ восточной богини претерпел некоторые изменения, но главная идея — плодородия животного и растительного мира — была перенесена и на Афродиту.Из разных преданий можно заключить, что существовало две версии происхождения богини и соответственно два ее образа. Наиболее древняя легенда, как сообщает Геродот, гласит, что Афродита родилась в морской пене из крови оскопленного Урана. Отсюда еще два ее эпитета: Урания — небесная и Анадиомена — вышедшая из моря. Афродита Урания впитала в себя многие черты кипрской Афродиты, являясь олицетворением сил плодородия. Подчеркивая это, Еврипид писал: «Благословенное небо, набухшее от дождя, желает, по воле Афродиты, излиться на землю; и когда они соединятся друг с другом, то произведут для нас и родят все то, благодаря чему человечество живет и процветает». А Гесиод? Описывая шествие Афродиты, он говорит, что под ее ногами пышно разрасталась трава и расцветали цветы! Обаянию красоты покорялись все: боги, люди и даже звери. В честь богини справляли красочные весенние праздники, водили хороводы и пели песни...Но существуют и более поздние сказания, согласно которым Афродита произошла от Зевса и Дионы, почему и называется иногда Дионеей. Эти легенды рисуют несколько иной образ. Олицетворяя собой идеал вполне земной женской красоты, Афродита Пандемос — Всенародная — шествует по миру в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями, неся людям идею чувственно¬плотской любви, или, лучше сказать, сладострастия. Недаром ее часто изображали верхом на козле, который был у греков символом распутства. Афродиту Пандевии эти образы как бы соединились в один, впитавший качества обеих. Общепризнанной олимпийской богиней считалась Афродита, родившаяся от Зевса. Из растений ей были посвящены мирт, яблоко — символ любви, и мак — эмблема плодовитости. Священные птицы богини — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Афродите же посвящены черепаха, символ женского целомудрия, и дельфин — в память о морском происхождении. С этими символами ее часто изображали древние художники.Афродиту-Пандемос особенно почитали в приморском Коринфе — городе, славившемся своим храмом и красотой гетер.Двойственность происхождения хоть и послужила причиной создания двух различных образов богини, объединена идеей всеобщей красоты и гармонии.Обе богини пользовались всенародным почитанием. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Афродите не было равных в искусстве покорять сердца: даже могущественная Гера просит у нее узорчатый пояс, в коем заключена таинственная сила. Муж Афродиты хромой и некрасивый, но весьма искусный в кузнечном ремесле бог Ге фест.

     Богиня, в чьей власти было осчастливить любого бога или смертного, и сама часто влюблялась. Известно несколько ее любовных историй. Так, из Гомера мы узнаем, что Афродита наградила своей любовью троянского героя Анхиза и родила ему сына Энея. Согласно римским сказаниям, он стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест сумел приковать их к ложу невидимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже были дети, среди которых самым популярным у мастеров всех эпох стал Эрот (римский Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребенком с луком в руках: пущенные им стрелы могли принести и величайшее счастье, и величайшее страдание.Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион принес богине жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И Афродита оживила статую!Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение. Потеряв силы от тоски, он умер и превратился в цветок, который с тех пор считается цветком смерти. Наказывала богиня и других, непокорных ее чарам. Полифону она обратила в сову, Арсиною — в камень, Мирру — в миртовое дерево, а лемносских женщин наградила отвратительным запахом.

   Все же эти мрачные истории меркнут перед счастьем, которым способна одарить богиня, перед ее сияющей красотой.Павсаний дает описание статуи Афродиты из Сикиона скульптора Канаха: «Богиня сделана из золота и слоновой кости. На голове надет полос (высокий головной убор). В одной руке она держит мак, в другой — яблоко». Подобным образом богиня была представлена и в мелкой пластике.Отличительная особенность всех изображений Афродиты — изящество и красота фигуры, элегантность драпировок и жестов. Фидий и его последователи подчеркивали в образе женственность натуры и чувство любви, которое она должна возбуждать. Сам Фидий трижды изображал богиню. Одна их них, Афродита Урания, была выполнена в хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) технике. Во второй половине V века до н. э. была создана знаменитая статуя скульптора Алкамена — «Афродита в садах», послужившая потом прототипом римской Венеры Прародительницы.Афинские скульпторы Пракситель и Скопас создали великолепные статуи Афродиты, которые до сих пор признаются идеалом женской красоты. Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Плиний сообщает, что мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную. Оставаясь верными древнему образу, жители города Коса предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили ее в храме Афродиты. Знаменитое произведение, дошедшее до нас в многочисленных римских копиях, стало для города источником славы и благоденствия: со всех кон¬цов земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей. Изображение Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда она, готовясь к купанию, только что сняла свое одеяние и держит его в руках. Древние писатели подчеркивали особую притягательность этого образа — не случайно Афродита Книдская тоже имела множество воспроизведений.Последователи Праксителя развили эту тему — в эллинизме был создан новый тип Афродиты Капитолийской, целомудрие позы которой подчеркнуто жестом рук, прикрывающих наготу. Среди греческих оригиналов этого времени можно назвать и знаменитую статую Венеры Милосской, которая долго считалась эталоном женской красоты. Популярными становятся сюжеты, связанные с морским происхождением богини: Афродита в раковине, Афродита с дельфином, Афродита Анадиоме на. Создателем последнего образа, распространенного как в монументальной, так и в мелкой пластике, считается художник Апеллес, работавший во второй половине IV века до н. э.

     В греческом искусстве немало сюжетов, где богиня представлена с другими персонажами. Чаще всего ее сопровождает Эрот — лукавый божок, который приносит неприятности и самой Афродите, раня ее своими стрелами. 

         В эпоху Возрождения образ богини любви приобретает новую жизнь. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. На берегу ее встречает богиня растительности Флора, простирая затканный бархатом плащ. И нежный Зефир, в греческом мифе божество, участвующее в создании мира, овевает ее воздушными струями. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит оформленность, гармония, красота, любовь.         Оригинальный образ Афродиты- Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная», написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) — чувственной и платонической. Обе богини, Пандемос и Урания, одинаково прекрасны, сидят по сторонам мраморного источника, украшенного рельефами. Амур бросает в него лепестки роз — намек на сладость любви. Сам же источник как бы заключает в себе праматерь-воду, в которой родилась Афродита, напоминает римский саркофаг: та и другая любовь губят и возрождают человека.

 

   

 

 

т. 8 960 932 27 40
 
  назад вперед