Став идеалом женской красоты,
Афродита (как и Венера) обрела соответствующий художественный образ. Как и
многие античные боги, первоначально она изображалась символически. На древних
кипрских монетах, например, Афродита представлена в виде конуса, которому
сопутствует голубь, священная птица богини. Кипрские статуэтки VIII—VII веков
до н. э. дают антропоморфное изображение
богини, далекое от пластического совершенства, но уже наделенное определенными
атрибутами. Афродита одета в длинный хитон, в правой руке она держит яблоко или
цветок, левую прижимает к груди — характерный для восточного искусства жест,
символизирующий животворящую силу женского начала. Подобная иконография долго
сохранялась в архаическом искусстве: образ импонировал греческим скульптурам
своей целомудренной строгостью и загадочной суровостью. Если верить легендам,
Афродита не была чисто эллинским божеством. Родиной ее считался остров Кипр,
отсюда и постоянный эпитет Киприда — то есть рожденная на Кипре. Однако и сюда,
по мнению Геродота, культ богини был перенесен из сирийского города Аскалона,
основателем которого считались финикийцы. Вот почему Афродита близка финикийской
Астарте, а также имеет черты других восточных божеств: ассиро-вавилонской
Иштар, египетской Исиды, арабской Алилат. Все эти богини олицетворяли
производительные силы природы. Особым почитанием Афродита пользовалась на
небольшом островке Кифере в Средиземном море, где ей был построен один из
древнейших храмов. Потому она часто называлась и Кифереей.
На эллинской почве образ восточной
богини претерпел некоторые изменения, но главная идея — плодородия животного и
растительного мира — была перенесена и на Афродиту.Из разных преданий можно заключить,
что существовало две версии происхождения богини и соответственно два ее
образа. Наиболее древняя легенда, как сообщает Геродот, гласит, что Афродита
родилась в морской пене из крови оскопленного Урана. Отсюда еще два ее эпитета:
Урания — небесная и Анадиомена — вышедшая из моря. Афродита Урания впитала в себя
многие черты кипрской Афродиты, являясь олицетворением сил плодородия.
Подчеркивая это, Еврипид писал: «Благословенное небо, набухшее от дождя,
желает, по воле Афродиты, излиться на землю; и когда они соединятся друг с
другом, то произведут для нас и родят все то, благодаря чему человечество живет
и процветает». А Гесиод? Описывая шествие Афродиты, он говорит, что под ее
ногами пышно разрасталась трава и расцветали цветы! Обаянию красоты покорялись
все: боги, люди и даже звери. В честь богини справляли красочные весенние
праздники, водили хороводы и пели песни...Но существуют и более поздние
сказания, согласно которым Афродита произошла от Зевса и Дионы, почему и
называется иногда Дионеей. Эти легенды рисуют несколько иной образ. Олицетворяя
собой идеал вполне земной женской красоты, Афродита Пандемос — Всенародная —
шествует по миру в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями, неся
людям идею чувственно¬плотской любви, или, лучше сказать, сладострастия.
Недаром ее часто изображали верхом на козле, который был у греков символом
распутства. Афродиту Пандевии эти образы как бы соединились в один, впитавший
качества обеих. Общепризнанной олимпийской богиней считалась Афродита,
родившаяся от Зевса. Из растений ей были посвящены мирт, яблоко — символ любви,
и мак — эмблема плодовитости. Священные птицы богини — воробей, голубь и
ласточка, вестница весны. Афродите же посвящены черепаха, символ женского
целомудрия, и дельфин — в память о морском происхождении. С этими символами ее
часто изображали древние художники.Афродиту-Пандемос особенно
почитали в приморском Коринфе — городе, славившемся своим храмом и красотой
гетер.Двойственность происхождения хоть
и послужила причиной создания двух различных образов богини, объединена идеей
всеобщей красоты и гармонии.Обе богини пользовались всенародным
почитанием. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании
и Афродиты Пандемос. Афродите не было равных в искусстве покорять сердца: даже
могущественная Гера просит у нее узорчатый пояс, в коем заключена таинственная
сила. Муж Афродиты хромой и некрасивый, но весьма искусный в кузнечном ремесле
бог Ге фест.
Богиня, в чьей власти было осчастливить
любого бога или смертного, и сама часто влюблялась. Известно несколько ее любовных
историй. Так, из Гомера мы узнаем, что Афродита наградила своей любовью
троянского героя Анхиза и родила ему сына Энея. Согласно римским сказаниям, он
стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом
войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест
сумел приковать их к ложу невидимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже
были дети, среди которых самым популярным у мастеров всех эпох стал Эрот (римский
Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребенком с
луком в руках: пущенные им стрелы могли принести и величайшее счастье, и
величайшее страдание.Своим любимцам Афродита дает
красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью
самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна
история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько
прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион
принес богине жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную,
как и его творение. И Афродита оживила статую!Зато богиня жестоко карала тех,
кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде,
богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и
гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его
тем, что он влюбился в свое отражение. Потеряв силы от тоски, он умер и
превратился в цветок, который с тех пор считается цветком смерти. Наказывала
богиня и других, непокорных ее чарам. Полифону она обратила в сову, Арсиною — в
камень, Мирру — в миртовое дерево, а лемносских женщин наградила отвратительным
запахом.
Все же эти мрачные истории
меркнут перед счастьем, которым способна одарить богиня, перед ее сияющей
красотой.Павсаний дает описание статуи
Афродиты из Сикиона скульптора Канаха: «Богиня сделана из золота и слоновой
кости. На голове надет полос (высокий головной убор). В одной руке она держит
мак, в другой — яблоко». Подобным образом богиня была представлена и в мелкой
пластике.Отличительная особенность всех
изображений Афродиты — изящество и красота фигуры, элегантность драпировок и
жестов. Фидий и его последователи подчеркивали в образе женственность натуры и
чувство любви, которое она должна возбуждать. Сам Фидий трижды изображал
богиню. Одна их них, Афродита Урания, была выполнена в хрисоэлефантинной (из
золота и слоновой кости) технике. Во второй половине V века до н. э. была
создана знаменитая статуя скульптора Алкамена — «Афродита в садах», послужившая
потом прототипом римской Венеры Прародительницы.Афинские скульпторы Пракситель и
Скопас создали великолепные статуи Афродиты, которые до сих пор признаются
идеалом женской красоты. Пракситель впервые осмелился показать богиню без
одеяний. Плиний сообщает, что мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую
— полуобнаженную. Оставаясь верными древнему образу, жители города Коса
предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили ее в храме
Афродиты. Знаменитое произведение, дошедшее до нас в многочисленных римских
копиях, стало для города источником славы и благоденствия: со всех кон¬цов
земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей. Изображение
Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда
она, готовясь к купанию, только что сняла свое одеяние и держит его в руках.
Древние писатели подчеркивали особую притягательность этого образа — не
случайно Афродита Книдская тоже имела множество воспроизведений.Последователи Праксителя развили
эту тему — в эллинизме был создан новый тип Афродиты Капитолийской, целомудрие
позы которой подчеркнуто жестом рук, прикрывающих наготу. Среди греческих
оригиналов этого времени можно назвать и знаменитую статую Венеры Милосской,
которая долго считалась эталоном женской красоты. Популярными становятся
сюжеты, связанные с морским происхождением богини: Афродита в раковине,
Афродита с дельфином, Афродита Анадиоме на. Создателем последнего образа,
распространенного как в монументальной, так и в мелкой пластике, считается
художник Апеллес, работавший во второй половине IV века до н. э.
В греческом искусстве немало
сюжетов, где богиня представлена с другими персонажами. Чаще всего ее
сопровождает Эрот — лукавый божок, который приносит неприятности и самой
Афродите, раня ее своими стрелами.
В эпоху Возрождения образ богини
любви приобретает новую жизнь. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский
художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная,
возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. На берегу
ее встречает богиня растительности Флора, простирая затканный бархатом плащ. И
нежный Зефир, в греческом мифе божество, участвующее в создании мира, овевает
ее воздушными струями. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает
источать благоухание: в мир приходит оформленность, гармония, красота, любовь. Оригинальный образ Афродиты-
Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная»,
написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) —
чувственной и платонической. Обе богини, Пандемос и Урания, одинаково
прекрасны, сидят по сторонам мраморного источника, украшенного рельефами. Амур
бросает в него лепестки роз — намек на сладость любви. Сам же источник как бы
заключает в себе праматерь-воду, в которой родилась Афродита, напоминает
римский саркофаг: та и другая любовь губят и возрождают человека.
|