главная статьи услуги о себе записаться блог
       

       

бросаем курить
 
записаться
 
тренинги
 
пройти онлайн
 
консультацию
 
 
     

 

 

 Психические эпидемии

                      

Истории

 

Рецепты
 
 Оплата 
 
 
 
 
 
 
 
метки
психолог психотерапевт
психотерапия позитивная терапия
психологи Кемерово совет психолога
консультация психолога гипноз
алкоголизм амнезия
самоубийство и суицидальные мысли
психопаты ревность
онлайн консультация
Боязнь публичных выступлений и презентаций фобии навязчивости
Дисгармония  супружеских  и любовных отношений 
Стресс и хроническая усталость
Табакокурение 
Депрессия
Паника Конфликты в семье
 
 
 
 
 

 

 

 

Сегодня мы публикуем статью, представляющую взгляд психиатра практика и исследователя на  на проблему психических эпидемий

ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИИ
В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА СТОЛЕТИЯ

Возникновение психических эпидемий в России констатируется вот уже несколько веков. Они фиксировались уже в биб- лейских сказаниях и продолжали освещаться литературой вплоть до текущего столетия. На виды психических контагий оказывали влияние такие факторы, как развитие социально- экономических отношений в государстве и обществе на кон­кретных этапах, напряженность политических взаимоотношений в отдельных регионах, состояние средств информации и, конечно национальные традиции.

Психические эпидемии в России можно разделить на социальные, парарелигиозные, этнические и связанные с явления­ми технического прогресса. Все они преимущественно имеют тож­дественные причины, что обусловливает в определенной мере их взаимосвязанность.

Наиболее древним и обширным типом таких контагий яв­ляются эпидемии религиозного характера, в основе которых лежит вера, играющая особую роль фактора, способствующего внушению. К ним относятся эпидемии колдовства и одер­жимости, веками, вплоть до последних десятилетий, длившиеся на всей территории России. Паломничество богомольцев к святым местам из различных регионов страны для излечения болезни, способствовало массовому распространению бесоодержимости, «одержимости гадами» и такого явления «русской на­родной жизни», как кликушество, а также его разновидности, известной под названием «икотницы» больше распространенной на севере и в центре страны. Последнее оценивалось врачами, как проявление истерии. Психические эпидемии религиозного направления приобрели особое распространение во времена «раскола» в православном вероисповедании и сопровождались в XVII веке самосожжением, морением голодом, самоутоплением, самозакапыванием и другими явлениями самоуничтоже­ния в виде самоповреждений (скопчество) и самоистязания (хлыстовство).

К одному из подобных групповых явлений относились так называемые психотические эпидемии религиозного характера». Они чаще происходили в монастырях и закрытых учебных заведениях. Отчетливым проявлением такого явления следует считать «малеванщину» (по фамилии ее адепта  — Кондратия Малеванного — душевнобольного, лечившегося в Казанской окруж­ной больнице), проходившую в виде «повального чудачества» п0д Киевом в 1892 г.  Под воздействием параноической идеи К. Малеванного о «безграничном счастье для людей перед концом  света» жители одной из деревень в благодушном на сТроении, с неадекватной радостью, сентиментальностью, из­ящней учтивостью, страстью к щегольству, бросив свои обыч­ные занятия, продавали дома и скот, пребывая в праздности перед «светопредставлением». Аналогичной эпидемией яв­ляется так называемое «Балтское движение», происшедшее в 1911г. в бессарабском монастыре. При этом массы ве­рующих под воздействием внушенной иеромонахом Иннокентием идеи о быстрейшем излечении от болезней перед предстоящим концом света, оставили свои жилища, переоделись в чистое белье и «без шапок, по дороге не разговаривая», на 200 под­водах тронулись в путь, отдавая пожертвования в установлен­ных местах.       

Особенное впечатление на паломников произ­водила ситуация, когда один из них впадал в периодические припадки и «все к нему для своего излечения прикасались». В. М. Бехтерев рассматривал происходившую в России психическую эпидемию иеговизма, татарскую психопатическую эпидемию в Казанской губернии, Новогрудскую эпидемию и «Павловское побоище», закончившееся погромом церкви и по­руганием ее святынь. Сюда относились различные мас­совые реакции, с элементами «психической заразы» или эпиде­мического психоза, иногда наблюдающиеся одновременно у большой группы людей, объединенных в различные общины множественных направлений, проявляющиеся преимущественно истерическим поведением с детальным исполнением внушенной, адептом каждой из групп идеи, различной по своим последст­виям. Эпидемией, относящейся к религиозному типу, представляется происходившее в наши дни в России и в Украине массовое деление «Белого братства», заключавшееся в формировании, в основном у молодых людей, идеи поклоне­ния и веры в «тайны бога единого» в лице Марии Деви Хрис­тос, пропагандировавшей скорый конец света 14 ноября 1993 г. и страшный суд неверующим, «отречение от мира и родителей» с обязательным взносом ценностей в «братство» и продажи имущества. В эту секту были вовлечены сотни подростков. За­вербовав очередного адепта, «секта немедленно направляла его в другое место жительства, тем самым создавая впечатление «массовости движения братьев и сестер». Только силами Министерства внутренних дел Украины было предотвращено наме­чавшееся 14 ноября 1993 г. массовое самосожжение членов «Белого братства».

 

 

И. И. Щиголев

Брянская областная психиатрическая больница № 4. 1995г.

Продолжение

 

 

 

    

 
 
т. 8 960 932 27 40
 
  назад вперед